Караван ИсторииУрок 1
Кто твой Творец? (История Адама)
Цель: 1) Показать детям, что Бог – Творец, а мы – Его творения; 2) Бог недалеко от нас, Он хочет общаться со Своим творением. Библейский текст:Быт.1-2гл Золотой стих:
Вступление
(Положить в коробку зеркало.) Объяснить, что в этой коробке лежит самая большая драгоценность для Бога. (Предложить детям угадать, говоря при этом наводящие фразы.) - Бог Сам сделал эту драгоценность; - Бог ее очень любит; - Бог знает об этой драгоценности все; - она очень важна для Бога. Откройте коробку и предложите нескольким детям подойти и заглянуть в нее. Они увидят себя. Достаньте зеркало и скажите, что в нем вы видите свое изображение. Значит самая большая драгоценность для Бога – каждый из нас. Бог создал человека, он дорожит каждым и участвует в жизни каждого из нас в различных обстоятельствах.
Мостик Сегодня мы поговорим о том, как Бог сотворил нас и прочитаем первые 2 главы книги Бытия. Это первая книга Библии и она рассказывает о том, откуда все произошло, откуда весь этот мир и мы. Некоторые из вас возможно слышали эту историю или какую-то ее часть. Но сегодняшняя история будет немного отличаться. Мы попробуем посмотреть на нее глазами самого первого человека. Адама.
Основная часть
Мы рождаемся маленьким детьми, когда человеческий разум еще настолько слаб, что не способен размышлять о том, насколько человек уникален. А потом, когда с взрослением такая способность мыслить приходит, мы все равно об этом не думаем, потому что успели ко всему привыкнуть. Представьте себе, что Адам сразу был создан взрослым человеком - у него была способность думать, анализировать удивляться. Я думаю, что первое, что он испытал – удивление. Он мог взглянуть на свои руки (покажите свои) – они гнуться в локтях. Конечно же! Они обязательно должны сгибаться, по другому нельзя! Разве можно было бы тогда поднести ко рту пищу? А кисть – посмотрите на свою кисть: она сгибается в четырех местах, при этом каждый палец может двигаться независимо. Если бы этого не было, разве можно было бы сорвать цветок? (А писать? А играть на скрипке? А работать на компьютере?) Адаму было от чего удивиться. Когда он встал, то наверняка обратил внимание на свои ноги. Нога крепится к ступне таким образом, что идеально балансирует на себе тяжесть всего тела. Попробуйте построить узкую двухметровую башню, будет ли она устойчива? Скорее всего нет. Наш же организм идеально сбалансирован – мы можем не только стоять, но и двигаться, бегать, танцевать. Мы не знаем, мог ли Адам танцевать, но он без сомнения наслаждался способностью бегать, прыгать, плавать – его тело, организм работал как часы. Все, абсолютно все было сделано так…. как будто бы умнейший инженер продумывал каждую деталь, знал, для чего и при каких обстоятельствах будет использоваться каждый орган, каждая клеточка.
? Расскажите, что вы умеете делать? (играть на музыкальном инструменте, играть в футбол, плавать, петь, скакать на скакалке итд) ? Какие функции в организме позволяют вам это делать? (наличие мышц, способность рук и ног сгибаться, способность переносить нагрузку, удерживать равновесие, способность голосовых связок колебаться и издавать звуки итд)
Человеческий организм – это сложнейший механизм. Для того, чтобы вы прожили только одну минуту в нем совершаются десятки различных процессов: происходит вдыхание кислорода, кровь разносит его, работают нервные клетки, кожа выделает излишнюю влагу с потом итд. Все это говорит о том, что есть Тот, кто нас создал, кто задумал нас так, чтобы мы могли жить. Адам знал, что у него есть Творец. Дело в том, что Библия говорит о том, что Адам общался с Богом. Та история о сотворении мира, которую мы читаем в Библии, без сомнения, это история, которую Адам услышал от Господа, а потом рассказал своим потомкам. Давайте ее прочитаем.
Чтение Быт.1:1-27 (по мере того, как читается история, вывешивать картинки о каждом дне творения на фланелеграф)
Посмотрите на этот мир. Давайте вместе с Адамом пройдем по сотворенному Богом миру и рассмотрим все, что в нем есть. Как можно утверждать, что он произошел сам по себе? Как можно объяснить: - что одни организмы растут на протяжении всей своей жизни (рыбы и деревья), другие же, достигнув определенной величины, перестают расти (кошки, собаки, а из растений - злаки) ? - что животные имеют совсем разные и при этом строго определенные сроки жизни (скажем, крылатое насекомое поденка живет всего один день, а ворон - 300 лет)? - что из одного семени вырастает яблоня, а из другого - дыня ? Что из одного яйца вылупляется птенец, а из другого - выползает змееныш ? - Могло ли само по себе появиться весьма разное и очень сложно организованное ветвление у деревьев, благодаря которому крона каждого из них имеет неповторимо своеобразную красоту (ива, береза, дуб, ель, ольха, сосна)? - Почему одни животные передвигаются по земле на двух конечностях (птицы), другие - на четырех лапах, третьи - шестиногие (многие насекомые), а кроме того, есть еще и многоножки ? - Откуда у животных столь разные формы движения: например, перетекает все тело (амеба), червеобразное или змеевидное скольжение, или же они передвигаются на ногах (а тут возможны ходьба, бег, прыжки)? - Почему одни животные маленькие, а другие крупные (белка и лошадь)? То же самое - растения и их семена и плоды (скажем, одуванчик и пирамидальный тополь, маковое з-зернышко и тыквенное семечко) ? - Почему коршун летит совсем по-другому, нежели ласточка или жаворонок, и почему все они летают на разной, строго определенной для каждого из них высоте? - Почему глаза у орла видят далеко? - Почему у одних зверей копыта, у других мягкие лапы, а у птиц - цеплючая лапка с когтями, позволяющая им удобно удерживаться на ветках? - Как могло получиться, что в одном организме соединены вместе очень разные системы : скелетная, мышечная, дыхательная, пищеварительная, кровеносная и др. ? У этого мира есть Творец, есть Создатель. Иногда некоторые люди, неверящие в Бога стараются показать, что наука опровергает Его существование. Это не так. Любая наука строит свои рассуждениях, основываясь на определенных законах (или закономерностях). ? Какие законы вы знаете в математике? (они называются аксиомы, перечислить несколько) ? Какие законы вы знаете в физике? (закон тяготения, закон сохранения энергии) ? Какие законы вы знаете в биологии? (законы генетики, круговорот веществ в природе) Скажите, ученые эти законы изобретают, придумывают? Нет. Они их открывают. И большинство из них, открывая эти законы поражаются их красоте и разумности. Вот, что сказал Исаак Ньютон: «Небесный Владыка управляет всем миром как
Итак, Адам, безусловно восхищался созданным Богом миром. Но в его жизни было еще нечто более удивительное. Чтение Быт.1:28-31 2:7-25 ? Какие два слова чаще всего повторяются в этом отрывке? (Бог и человек или Адам) Библия – это книга, открывающая нам характер Бога. Удивительно то, что с первых страниц она говорит не просто о Боге, а о том, как Он общается с человеком. ? Как проявилась забота Бога к Адаму и Еве? (он дал им всякое пропитание, всю землю во владение) Это означает, что человек – самое главное во всем творении Бога. В принципе, Бог создал всю землю для человека, чтобы она была домом человека. ? Отстранился ли Бог от Адама, ушел ли из его жизни сразу же после того, как его сотворил? (нет) ?Откуда мы об этом знаем? (ст.18 – Он следил за его жизнью – увидел, что ему плохо одному, ст.19 – Он привел всех животных, ст.22 – Он создал Еву, ст.16- Он дает объяснение, как нужно жить в Эдемском саду, устанавливает правила для хорошей жизни) Из этого текста мы можем увидеть, что Бог не оставлял Адама, Он был рядом и участвовал в его жизни, говорил, как Адам должен поступать, чтоб его жизнь была успешная, а также дал то, что Адаму было необходимо – помощницу. ? Как вы думаете, далеко ли Бог находится от вас? Находится ли Он за миллиарды километров, где-то за пределами галактик или Он совсем рядом и хочет участвовать в вашей жизни? Однажды один военно-христианский журнал объявил о конкурсе на лучшее сочинение об армии. Приз, музыкальный центр, было решено вручить курсанту военного училища, который написал сочинение в стихах. Когда группа из редакции приехали вручать музыкальный центр и Библию в подарок, то выяснилось, что все курсанты (700 человек) написали на конкурс в разные журналы и участвовали в различных лотереях. Кто-то собирал наклейки от сока, кто-то крышки от Кока-колы, кто-то отгадывал кроссворды итд. Но никто из них не выиграл ни в одном конкурсе, кроме того паренька. Однако на церемонии вручения призов отличившийся курсант выглядел несколько странно. Оказалось, что его родители – верующие и давно свидетельствовали своему сыну, но он упорно не хотел слушать, отправившись в военное училище он надеялся, что Бог больше не будет участвовать в его жизни. После награждения, он бегал по плацу и кричал: «Бог, и здесь ты меня нашел!» На самом деле, Бог недалеко от каждого из нас. Если вы задумаетесь о своей жизни, то наверняка, вспомните, что у вас были моменты, когда вы видели руку Господа. Может быть вы были избавлены в каких-то трудных или опасных ситуациях, или встречались с верующими людьми. Подумайте, нашел ли вас Господь? Библия говорит о том, что Бог желает общаться с нами. Он любит каждого из нас и хочет участвовать в нашей жизни. Посмотрите, какие отношения были у Бога с Адамом: - Он рассказал Адаму о сотворении - Он проявлял заботу о его каждодневной жизни (питание, все ресурсы природы) - Он знал, что Адаму нужно и восполнял его нужды (создал Еву) - Он устанавливал правила, следуя которым Адам мог жить счастливо Положите руку к себе на сердце – кто устроил так, что оно начало стучать в утробе вашей матери? Посмотрите на свои руки – кто создал их так, что бы вы могли держать ими ручку, ложку, инструмент? Ответ на этот вопрос мы сегодня нашли в первых двух главах Бытия. Бог создал нас. Он любит нас. Он хочет участвовать в нашей жизни, Он знает, что для нас хорошо.
Заучивание золотого стиха и Молитва (перед молитвой можно прочитать 138 псалом) Урок 2
Грех у двери сердца. (История Каина)
Цель: Показать детям, что Бог Свят и ненавидит грех, а мы – грешники. Библейский текст:Быт.4гл Золотой стих: «У дверей грех лежит, он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.»Быт.4:7
Повторение:
Вступление: (показать картинку-загадку: если на не смотреть, то можно увидеть молодую женщину, если перевернуть – страшную старуху) Эта картинка показывает, как быстро можно превратиться из прекрасной девушки в злобную старуху. Эта картинка – всего лишь шутка, но на самом деле путь превращения в одинокого несчастного человека не так длинен. Есть то, что может сделать человека несчастным и это не болезнь. Это грех.
Мостик: Посмотрите на картинки (изображен Каин молодой, красивый, рядом с деревом, собирающий яблоки и другая картинка – Каин бежит с ужасом на лице, в крови, страшный). Сегодня мы прочитаем историю этого человека и поговорим, почему он стал самым несчастным человеком на земле.
Основная часть:
Каин не всегда был таким, как вы видите на второй картинке. Давайте поговорим о его семье. Отец Каина – Адам, а мать – Ева, а еще у него был младший брат Авель. Мы не знаем подробностей из его детства. Можно предположить, что Адам не раз рассказывал своим сыновьям историю о сотворении мира, о том, как он давал имена животным, как появилась их мать, Ева. Вчера мы читали об этом. Но у Адама была еще одна история. Дело в том, что Адам и Ева не последовали правилам, которые становил Бог. Они нарушили запрет и вкусили плод с дерева познания добра и зла. С того времени грех вошел в их жизнь. (поместить табличку: грех – непослушание Богу). После грехопадения жизнь Адама и Евы сильно изменилась. Грех привел к определенным последствиям. Мир, который сотворил Бог, чистый и совершенный был поражен тяжелой болезнью, грех внес разлад во все, что было на земле. Во-первых, разлад произошел в природе: после грехопадения в мире стали случаться природные катаклизмы – наводнения, пожары, смерчи. Во-вторых, разлад коснулся взаимоотношений Адама и Евы – они уже не обладали совершенной бескорыстной любовью друг ко другу, но иногда ссорились, раздражались, завидовали. Наконец, разлад произошел и во взаимоотношениях человека с Богом. Если раньше Адам всегда слушался Бога, общался с Ним, как с Отцом, то теперь он часто не понимал голоса Божьего, а иногда и не хотел ему повиноваться. В такой обстановке появился и рос Каин. Он точно знал¸ что Бог есть, но не всегда хотел повиноваться Ему. Он уже родился грешником, потому что грех передается детям от родителей. (поместить на доске: человек рождается грешником) Грешники ли вы? Да. Есть ли на земле люди, которые никогда не согрешали? Нет.
Чтение Быт.4:1-2 ? Кем был Каин? Каин был земледельцем. Очевидно, что в том время некоторые люди практиковали разделение труда, одни разводили скот, другие занимались земледелием. Нельзя сказать, что какое-то ремесло было важнее. (Представьте, что вся ваша пища - одно мясо или один только хлеб) Чтение Быт.4:3-7 ? Что произошло с жертвой Авеля? Каина? ? Что почувствовал Каин? ? Как вы думаете, почему «поникло лицо» Каина? ? Какой грех лежал у сердца Каина? В жизни Каина была одна проблема – он завидовал своему брату. ? Как вы думаете, является ли зависть таким уж страшным грехом? (поговорить о том, что есть грехи, которые мы видим и которые находятся внутри нас) (Показать два яблока. Одно из них все черное, видно, что плохое. Другое снаружи красивое. Второму яблоку внутрь ввести шприцом йод. Разрезать его, показать верное внутри).
Возможно, родители баловали Авеля, так как он был младше, возможно некоторые считали, что то, что делает Авель, то есть охота – более важное занятие. Так или иначе, Каин очень огорчился, что его дар не принят. Как вы думаете, почему дар Каина не был принят? Скорее всего, Бог не принял жертву, потому что Каин уже пришел к жертвеннику с неправильным отношением к своему брату. Возможно, он устроил настоящее соревнование, чья жертва лучше. Когда Бог не принял жертву, то вместо того, чтобы подумать, что он, Каин, сделал не так, что он отвергнут Богом, он начал лелеять в своем сердце мысль о том, чтобы отомстить брату. ! Обратите внимание на интересное свойство греха, на которое Бог указывает Каину: грех, который находится «у дверей сердца» влечет к себе. (поместить на доске: грех влечет к себе) Вы, наверное, замечали, что часто грех сильно манит к себе человека, буквально порабощая, так что человек делает то, что диктует грех, является рабом греха. Это похоже на ослика, который идет за морковкой (иллюстрация). Грех влечет человека, потому что человек думает, что грех поможет ему удовлетворить его нужды. Смотрите, Каин думал, что вся его проблема – его брат. Он считал, что если из его жизни убрать Авеля, то у Каин получит удовлетворение, успокоение для своего сердца. Это еще одно качество греха – он кажется привлекательным (поместить: грех кажется привлекательным). Посмотрите на картинки, скажите, какие грехи изображены привлекательными? (показать вырезки из журналов с рекламой сигарет, алкоголя, близких отношений) Но на самом деле это не делает человека счастливым, напротив, привносит в его жизнь только больше проблем (подобрать картинки из журналов, изображающих больного курильщика, алкоголика, расстроенную женщину или мужчину или заголовок о вензаболеваниях). Итак, грех влечет к себе и кажется привлекательным, хотя на самом деле не несет удовлетворения. Внутри Каина бушевали страсти. Он не мог смириться с тем, что Авель оказался лучше его. Ненависть, гордость, зависть часто называют не такими опасными грехами. Это не так. Эти грехи являются плодородной почвой для многих очень опасных грехов. Чтение 4:8-16 ? Что сделал Каин? ! Обратите внимание, что перед тем, как проклясть Каина, Бог дает ему возможность покаяться. Он спрашивает: где твой брат Авель? Это возможность для Каина раскаяться и попросить прощения. Но Каин настолько ожесточился, что в его сердце нет скорби о содеянном. ? Что сделал Бог с Каином? (ст.10-12) Это было тяжелое наказание – стать скитальцем на земле и изгоем в обществе. Бог сказал, что у Каина уже никогда не получится быть земледельцем – земля ничего не будет произрастать для него. Земледелие – это все, что Каин умел делать, следовательно, он не мог себя прокормить. Кроме того, его ожидало отвержение другими людьми. Он стал изгоем. ?Что Каин попросил? Каин счел, что это наказание слишком жестокое. И теперь он не хотел покаяться перед Богом. Он всего лишь боялся, что разгневанные люди, узнав про убийство Авеля, захотят убить и Каина. Он попросил у Бога знак, чтобы никто не мог убить его. Мы не знаем, что это был за знак. Возможно, что для Каина было бы проще умереть, но он прожил долго. Никто не мог его убить и каждый день своей жизни Каин помнил о своем преступлении. ? Не смотря на то, что Каин чувствовал, что грех его влечет, несет ли он ответственность за свой поступок? Да. Грех – это выбор человека. Бог сотворил человека со свободой выбора. Свобода выбора была у Адама – нарушать запрет или послушаться Бога. Выбор поддаваться или не поддаваться силе влечения греха был у Каина. Свобода есть у каждого из нас. Давайте еще раз взглянем на картинки. Грех действительно выглядит очень привлекательным и иногда мы попадаем в такие ситуации, когда мысли или желание согрешить очень сильны. Они буквально сами селятся в нашей голове. Однако нужно помнить, что мы – люди со свободой выбора и решение остается за нами.
История Каина заканчивается в ст.16 – «и пошел Каин от лица Господня». Каин ушел от того, в ком состояла вся его последняя надежда – от Бога, который мог его простить. Здесь мы можем увидеть еще одну характеристику греха – грех отделяет человека от Бога (поместить: грех разделяет с Богом). Библия говорит о том, что Бог свят. Новый Завет сравнивает Бога со светом. Ветхий Завет говорит, что первое, что создал Бог на земле – свет. Бог – это свет, в нем нет никакой тьмы. ? Как вы думаете, почему человек грешит? Есть разные причины, но одна из самых главных – он недооценивает опасности греха. Часто вред от греха, который человек причиняет себе не виден сразу. В Арабских Эмиратах практически отсутствует такое преступление как воровство. Это происходит потому, что ворам отрубают руку. Человек, который хочет что-то украсть вспоминает тех безруких воров, которых встречал и ясно представляет, что такое же несчастье случится и с ним, если он что-то утащит. Для него утрата руки – слишком большая цена за временную радость, которую принесет украденная вещь. Я думаю, что жизнь Каина после убийства была страшной. У него не было друзей, он не мог заниматься единственным делом, которое умел делать.(показать иллюстрацию Каина, которую показывали в начале урока) Если бы Каин видел, какой вред причиняет он не Авелю, а себе, взращивая зависть в своем сердце, то может быть ему было бы проще противостоять этому греху. Если бы мы больше задумывались о том, что каждый раз, когда мы согрешаем, то обязательно будут какие-то последствия, может быть мы не грешили бы с такой легкостью. Самый главный вред, который делает грех – он разделяет нас с Богом и огорчает Его. Бог хочет участвовать в нашей жизни, общаться с нами, но грех ставит стену между нами и Им. (пример с кирпичной стеной) Библия также нам говорит, что за грех обязательно будет наказание. «Возмездие за грех смерть»Рим.6:23 Некоторых наказание настигает сразу, других после какого-то времени, есть и такие, которые при жизни не испытывают возмездия, но их ожидает возмездие в вечности. Грех вредит и нам самим. Он как болезнь, которую, если не лечить, то она деформирует организм. Прежде, чем Каин дошел до такого состояния, что его сердце было поглощено сильнейшей злобой и ненавистью к Авелю, когда-то был первый раз, когда он позавидовал брату. Нераскаянный грех накапливается и ведет к новом греху. Леонардо Да Винчи писал свою знаменитую картину «Тайная вечеря» около 40 лет, пребывая в постоянных мучительных поисках моделей для ликов Христа и Апостолов. При начале работы, когда ему понадобилась модель для лика Христа. Он был прельщен удивительно милым образом юноши Петро Бандинели и придал лику Христа его черты. Спустя 40 лет, в поисках модели для Иуды, художник столкнулся с одним бродягой, только что выпущенным из тюрьмы, и на этом бродяге Леонардо остановил, наконец, свой выбор. Лицо бродяги носило все следы греха, животных инстинктов. Совершенных беззаконий. Но каково было удивление великого мастера, когда в бродяге он узнал чистого когда-то юношу Пьбтра Бандинели. Грех сделал в жизни этого человека свое страшное, пагубное дело. Вряд ли молодой Петро представлял в своем юном воображении конец своего земного пути в таком жалком виде. Какой контраст между историей Адама и историей Каина. Они нам говорят что-то важное о Боге и о нас с вами. Во-первых, они учат, что Бог – творец и хочет общаться с нами. Но вместе с тем, Бог святой и ненавидит грех, грех мешает общению с Ним. Во-вторых, из этих историй мы узнаем, что человек – творение Бога и что он имеет свободную волю, несет ответственность за свой выбор. ? Какой совет дал Бог Каину, когда указал ему на то, что в его сердце есть грех? Бог сказал «господствуй над ним, над грехом». Знайте, что Бог может помочь вам победить грех. Бог ждал, что Каин остановится и обратится к Нему с покаянием, но этого не произошло. Мы бы хотели, чтобы в нашем лагере вы узнали о том, как стать победителями над грехом и как сделать так, чтобы ваша жизнь не напоминала Каина. Каждый день на Библейском уроке вы будете открывать какое-то качество Бога, узнавать Того, кто поможет вам побеждать.
Заучивание Золотого стиха и молитва Урок 3
Путь доверия (История Авраама)
Цель: 1) Показать детям, что Бог верен, даже когда мы неверны; 2) показать важность доверия Богу. Библейский текст:Быт.12гл Золотой стих: «Блажен человек, у кого надежда на Господа… вечно хранящего верность» Пс.145:5-6
Повторение
Мост Вы уже узнали, что Бог – творец и что Он свят и ненавидит грех. Сегодня вы увидите Бога еще с одной стороны.
Вступление Поставьте следующие фразы в последовательности от источника, которому вы доверяете больше всего к наименее из всех заслуживающему доверия (проставить цыфры от 1 до 10).
(Обсудите ответы, спросите, откуда ребята знают, что этому источнику можно доверять. Подведите итог, что наиболее склонны мы доверять тем, кто нас любит и кто нас не обманывал раньше.)
Основная часть
Чтение Быт.12:1-9 Аврам был достаточно богатым человеком, который владел множеством скота, у него были слуги. Он жил в месте, которое называлось Ур Халдейский, хотя его образ жизни позволял говорить лишь об условном месте жительства. Дело в том, что у Аврама не было своей земли или постоянного дома. Он жил в палатках, которые разбивал в одном месте на несколько месяцев или год, а потом двигался в другое место, где была пища для скота. ? Какое повеление дал Бог Авраму? (идти из местности, где он привык жить, отделиться от родственников в другую землю) ? Что это была за земля, в которую Авраму нужно было идти? (Аврам не знал. Это была земля, на которую укажет Бог) Представьте себе картину: Авраам объявляет всем слугам, домашним и родственникам, что собирается идти на новое место. Сначала такое объявление не было встречено с удивлением, для кочевого народа было обычным идти на новое место. Но первый вопрос, которые все задавали Аврааму: куда ты собираешься идти? Авраам говорил: «Я не знаю. Я иду в землю, которую мне даст Господь». Это уже звучало очень странно. Авраам говорил о том, что бросит родственный клан, пойдет туда, куда сам не знает и при этом сменит свой образ жизни – станет оседлым, обзаведется своей землей. Наверное, кто-то долго смеялся, услышав такой ответ Авраама, другие крутили пальцем у виска. Все это было совершенно не понятно. Возможно Сара, жена Авраама, не переставала ворчать, когда складывала свои вещи – это неслыханно идти не известно куда. ? Какие два обещания Бог дал Аврааму? (землю и многочисленных потомков) Прочитайте 11:30 – могла ли Сара иметь детей? Нет, она была бесплодна. Все происходящее напоминало или большую шутку или полное помешательство. На все расспросы Авраам мог ответить только одно: «Я не знаю, куда я иду, я не знаю, каким образом смогу иметь детей, но я знаю одно: слово Бога заслуживает доверия и я верю Ему». ! Обратите внимание, у Авраама вера сопровождалась какими-то поступками. Вера – это не чувство и не наше размышление, не состояние сердца – это послушание Слову Бога. Очень часто сегодня люди говорят, что имеют веру в Бога, но все их дела говорят об обратном. (вернуться к вопросам из вступления) Если вы слышите в прогнозе погоды, что будет дождь, но не берете с собой зонтик, то можно ли сказать, что вы верите в этот прогноз? Нет, нельзя. Если вы спросили у подруги, идет ли вам эта кофточка и она сказала «да», но вы потом идете и одеваете другую одежду – можно ли сказать, что вы полагаетесь на ее мнение, доверяете ему? Нет, нельзя. Точно также и в взаимоотношениях с Богом. Если Господь в своем слове говорит: «Тебе лучше поступить таким образом», а мы делаем все наоборот, то доверяем ли мы мнению Бога, верим ли Ему? Конечно нет. Вера – это когда мы что-то от кого-то слышим, а потом поступаем согласно услышанному. Так сделал Авраам. ?Куда пришел Авраам? (в Ханаан) ? Какое обещание Бог выполнил? (дал землю) ? Что сделал Авраам, когда получил землю? (построил жертвенник и поблагодарил Бога) Мы видим, что между Богом и Авраамом есть общение. Сначала Господь что-то говорит, потом Авраам поступает согласно этим словам, затем Бог дает обещанное, потом Авраам благодарит Бога. В этом состоит самое главное послание Библии – Бог хочет, чтобы у нас с ним были взаимоотношения. Он находится рядом с нами и хочет, чтобы мы общались с Ним, а это общение строилось на вере.
Чтение Быт.15:1-6 ? В чем Авраам упрекает Бога? (в отсутствии детей) ? Что отвечает ему Господь? (повторяет Свое обещание о потомстве) Итак, Бог выполнил свое обещание – дал Аврааму землю. Но второе обещание пока осталось не исполненным. Для Авраама это было настоящим испытанием. Дело в том, что Авраам был уже очень пожилым человеком. Когда он вышел из Ура, ему было 75 лет, а его жене 65. По всем человеческим меркам, рождение ребенка в таком возрасте практически невозможно. День шел за днем, а у Сары и Авраама не было детей. Тогда у Сары возник план.
Чтение Быт.16:1-6 В то время иметь детей было очень важной частью жизни человека. Иногда женщины, которые были бесплодными разрешали своим служанкам спать со своими мужьями, а когда им приходило время рожать ребенка, то принимали ребенка «на свои колени», то есть делали из служанок «суррогатную мать». Родившийся ребенок считался ребенком этой женщины. Однако в случае с Сарой все произошло не очень хорошо. Агарь, женщина, которая родила ребенка стала превозносить себя над своей госпожей и женщины стали часто ссориться, в конце концов Агарь убежала. ? Принесло ли что-нибудь хорошего «решение за Бога», которое приняла Сара? Нет, от этого возникли одни проблемы. Чтение Быт.17:1-5 Бог напоминает Аврааму, что от него требуется лишь послушание и непорочность, а Бог сам позаботится о том, чтобы исполнить обещанное. Чтение: Быт.21:1-5 ? Сколько лет было Аврааму, когда исполнилось второе обещание Бога? (100) ? Сколько лет Авраам ждал обещанного? (25 лет) Вы видите, что Бог в точности исполнил все, что обещал, но одно обетование исполнилось сразу, а другое – через время.
3. Тот, кто верен всегда ? Почему верить трудно? (дать возможность высказаться) Когда вы кому-то верите, то на чем основывается ваша вера? Больше всего заслуживает доверия тот, кто никогда не обманывает. Из всех перечисленных источников информации (из вступления) Бог является как раз тем, кто никогда не обманывает. Обман – это грех, а Бог святой. Он всегда говорит правду. На страницах Библии содержится много примеров, когда Бог что-то обещал. Это не только история об Аврааме. Только в Ветхом Завете более 100 пророчеств, практически все из них уже исполнились. Среди них есть пророчества об освобождении Израильского народа из Египта, пленение евреев, описание величества и падения Ассирийской, Вавилонской, Римской империй, восстановление храма в Иерусалиме, затем его разрушение, пришествие Иисуса Христа, Его воскресение. Бог настолько серьезно подходил к своим словам, что велел побивать камнями всех лжепророков, которые говорили пророчества от имени Бога и чьи пророчества не сбывались. Один человек жаловался проповеднику, что он не может верить. Проповедник, не стараясь убеждать его, написал на клочке бумаги следующий вопрос: Кому это ты не можешь верить?»- и с этим ушел домой Прочитав этот вопрос, он начал думать: «Кому я не могу верить? Я не могу верить Богу. Почему? Разве Бог когда-нибудь обманывал. Ведь не верят обманщикам, людям плохой репутации». Если кто-то и заслуживает доверия, это Бог. Он в своем слове обещал быть верным нам. Помните о том, что Бог желает участвовать в нашей жизни, он желает общаться с нами? В этих взаимоотношениях иногда мы оказываемся неверными. (как Авраам, который не мог дождаться исполнения Божьего обещания) Но Бог всегда оказывается верным. Он обещает, что всякий, кто доверит Ему свою жизнь, никогда не разочаруется в Нем. В самом начале, мы определили, что больше всего верим тому, кто никогда не обманывает и тому, кто нас любит. Мы уже выяснили, что Бог никогда не обманывает. Но он также любит нас. Он желает нам блага и если что-то советует, то делает это из любви к нам. Его руки надежно держат нас, потому что Бог – любящий отец. Однажды группа ученых натуралистов занималась исследованием некоторых малодоступных мест в Альпах. Искали новые, еще неизвестные виды цветов. В бинокль ученые увидели неоценимый для науки редкостный цветок. Но находился он в довольно глубоком ущелье, сжатом со всех сторон отвесно поднимающимися скалами. Чтобы добыть цветок, надо было спуститься вниз. Вблизи ученых оказался мальчик из местных жителей, с любопытством наблюдавший за пришельцами и тем. Что они делали. Один из них предложил мальчику: «Мы дадим тебе пять фунтов стерлингов, если ты спустишься на веревке в ущелье. Там ты сорвешь цветок, и мы снова вытащим тебя наверх.» Мальчик глянул в ущелье и сказал: «Подождите, я сейчас вернусь». Вернлся он в сопровождении седого человека. Мальчик сказал:»Я готов достать цветок. Но только если вот этот человек будет держать веревку. Он мой отец. Если веревка будет в чужих руках, я не стану рисковать!» Заучивание Золотого стиха и молитва
Урок 4
Тот, кто контролирует все (История Моисея)
Цель: Показать детям, что Бог держит в руках весь мир и контролирует все, у него есть план для каждого из нас. Библейский текст:Исх. Золотой стих:
Повторение:
Вступление: (Приготовьте две одинаковые картинки. Разрежьте одну из них на несколько частей, так чтобы по одному отдельному кусочку невозможно было бы догадаться о том, что нарисовано на всей картинке. Например, если нарисован слон, то пусть на одном кусочке будет часть хобота, на другом – нога.) Покажите один кусочек и попросите детей назвать, что нарисовано на картинке. Например, если вы показали часть хобота, они могут сказать, что нарисована змея. Затем покажите другой кусочек, спросите, на что это похоже. Например, если вы показали часть ноги, то дети могут сказать, что это колонна в зале. Затем покажите целую картинку. Обратите внимание, что нам сложно правильно понять замысел художника, нарисовавшего картинку, если мы видим только один маленький кусочек.
Мост: В нашей жизни мы тоже можем видеть только маленькие кусочки происходящего. Мы знаем, что происходит с нами в настоящий момент, но мы можем не видеть, что в это же время делается с другими людьми, что происходит в другом месте и что нас ожидает в будущем. Это знает Бог. Бог также имеет определенный замысел. Все, что происходи в нашей жизни находится под его контролем. Сегодня мы узнаем историю человека, чья жизнь не раз висела на волоске и могло показаться, что Бог забыл его. Однако, когда мы смотрим на картину в целом, то видим, что Бог никогда не оставлял его, у него был план для этого человека.
Основная часть:
Все началось с самого детства. Этот человек родился в Израильской семье. Однако в то время Израильский народ жил в Египте и егопетские власти, опасаясь, что народ достигнет слишком большого благополучия и сильно умножится в числе, угнетали Израиль. Каждый израильтянин мужчина должен был трудиться до изнеможения на стройках фараона. Кроме того был издан указ, чтобы все новорожденные мальчики-евреи убивались. Это время было одним из самых трудных для Израиля. Чтение Исх.2:1-3 ? Что должно было случится с этим младенцем? (он должен был погибнуть) ? Что сделала мать, которая не могла видеть, как на ее глазах убьют ее ребенка? (ст.3) Положение у трехмесячного мальчика было очень тяжелое. Над ним нависла прямая угроза смерти. Возможно, кто-то из взрослых в семье задавался вопросом: «Почему Бог не может сделать так, чтобы страшный указ был отменен?» Давайте посмотрим, что произошло дальше. Чтение Исх.2:4-10 ? Что произошло с ребенком в корзинке? (ст.5-7) ? Кто контролировал всю ситуацию и не дал ребенку утонуть? (Бог) Итак, в итоге получилось чудо: Моисей был вскормлен с любовью своей матерью, при этом он получил лучшее воспитание при дворе, стал образованным человеком.
Моисей не был внешне похож на египтян, он догадывался, что принадлежит еврейскому народу. Внутри него происходила борьба. Он видел, что его браться живут в страшных условиях, а сам оставался во дворце фараона. Чтение Исх.2:11-15 ? Какое событие произошло с Моисеем, когда он гулял среди еврейского поселения? (ст.12,14) ? Какая угроза нависла над жизнью Моисея? (ст.15) В жизни Моисея вновь сложилась сложная ситуация – он остался совсем один, сидел в пустыне у колодца, не понимая, почему Бог допустил все это с ним произойти. У него не было еды, одежды, семьи, друзей, дома. Смотря на этот кусочек своей жизни, Моисей видел только одни проблемы и наверняка считал, что Бог позабыл про него. Но Бог и тогда контролировал все происходящее. Чтение Исх.2:16-21 ? Как разрешилась проблема Моисея? Он обрел дом, жену, пищу, новых друзей и работу (стал пастухом). Однажды, когда он пас овец, то одна овечка потерялась. Моисей пошел ее искать и набрел на нечто удивительное – горящий куст, который не сгорал. Чтение Исх.3:1-14 ? Что произошло с Моисеем у этого куста? (встреча с Богом) То, что произошло с Моисеем – одно из самых удивительных событий, описанных на всех страницах Библии. Бог явился Моисею лично и назвал ему Свое имя. ? Каким именем назвался Господь? (ст.14) Сущий – означает тот, кто был, есть и будет. То есть тот, кто находится везде и контролирует все происходящее. Это было очень важно. Израиль сильно страдал и многие считали, что Бога просто нет, или что Он не может избавить их от Египетского рабства. Сам Моисей раньше тоже не был уверен, что Бог участвует в его жизни. Он не мог понять, почему в начале он чуть не умер в детстве, потом ему пришлось оставить благополучную жизнь во дворце и скитаться. Где Бог? Почему Он не вмешивается? У горящего куста Моисей узнал, что Бог – Сущий и что он никогда не оставлял его. ? Какое повеление дал Бог Моисею? (вывести Израильский народ из Египта) Теперь вы понимаете, что именно такой человек нужен был Богу, чтобы сделать лидером Израильского народа. Во-первых, Моисей сам был евреем и любил свой народ, во вторых, он получил хорошее образование, которое пригодилось ему впоследствии, когда он руководил Израилем, наконец, он знал фараона и жизнь в Египте, поэтому могу войти в его дом, чтобы потребовать отпустить народ.
Чтение Исх.5:1-8,20-23 ? Как закончился разговор Моисея с фараоном? ? Как отнеслись к попытке Моисея защитить Израильский народ сами Израильтяне? Вероятно, для Моисей происходящее было страшным ударом. Он не только не смог убедить фараона отпустить евреев, но спровоцировал его на еще большее ожесточение. Кроме того, сами же евреи высказали свое недовольство Моисею. Еще раз в своей жизни Моисей ничего не понимал. Опять он спрашивал: неужели Господь бессилен? То, что произошло дальше заставило увидеть, что Бог не только не бессилен, но способен показать Свое могущество всем. Фараон не хотел, чтобы Израильский народ уходил. Богу пришлось послать 10 казней или наказаний, чтобы показать свою власть. Сначала вода во всем Египте превратилась в кровь, затем вся земля наполнилась жабами, потом люди страдали от мошек, мух, язв и потом погибли все первенцы в Египте (кратко рассказать о казнях, показать иллюстрации, покажите масштаб происходящих казней.) Скажите, кто здесь контролировал все происходящее: фараон, Моисей? Нет, Бог. Наконец, Израильский народ собрался и вышел из Египта. За всю историю человечества существует только одно свидетельство, как сверхъестественным образом целым многомиллионный народ вышел из под ига правителя, который всеми силами этому сопротивлялся. Вышел он не благодаря силе оружия или дипломатии, но благодаря могуществу Своего Бога. Когда народ уже проделал определенный путь, то фараон решил догнать беглецов. Он не мог смириться со своим поражением. Тем временем Израиль подошел к берегу моря. Ситуация выглядела практически тупиковой: впереди море, сзади уже слышны звуки фараонских колесниц. На этот раз Моисей точно знал, что нужно делать. Он уже никогда больше не сомневался в Божьем могуществе и силе. Моисей направил свой жезл на море и вода расступилась. Все люди благополучно перешли на другой берег. Потом вода сомкнулась опять и потопила конницу фараона. Чтение Исх.15:1-11 (хвалебный псалом)
История жизни Моисея удивительна. На примере его биографии и биографии Израильского народа мы видим, что Бог на самом деле контролирует все и обладает полнотой власти. Иногда в нашей жизни происходят события, которые нам непонятны. Это может быть потому, что мы не видим полной картины (вернуться к картинке из вступления). Когда вам тяжело, вы смотрите на один кусочек и не знаете всего остального. (Рассказать пример ягненка Пятнашки - иллюстрации) Вот еще один пример. Однажды один молодой священник пошел к врачу и врач сказал, что у него проблема с глазами и что если он будет их сильно напрягать, то потеряет зрение. Этого молодого священника направили служить в маленькую деревеньку, так как там не такая сильная нагрузка на пастыря. Вскоре оказалось, что врач ошибочно поставил диагноз и временные проблемы со зрением были вызваны незначительными нервными расстройствами. Можно было бы говорить о том, что Бог не контролировал жизнь молодого пастыря, если бы не одно обстоятельство. В той деревне он встретил замечательную девушку, которая стала для него хорошей женой. Скажите, почему тогда иногда в нашей жизни происходят трудности? Дело в том, что Бог действительно контролирует все, но это не означает, что Он живет жизнью за нас. Все решения мы принимаем сами. Иногда мы принимаем неправильные решения и несем последствия. Кто виноват, если курильщик заболевает раком легких? Конечно же он сам. Кто виноват, если мы не умеем общаться с другими ребятами и поэтому у нас нет друзей? Мы сами. Часто человек хочет сам управлять своей жизнью. Он открыто признает, что Бог ему безразличен и что «пульт контроля» находится исключительно в его руках. Но это может быть опасным, потому что мы не видим полной картины и поэтому можем неправильно принимать решения. (покажите кусочек картинки с хоботом слона)Представьте, что человек, посмотрев на маленький кусочек своей жизни принимает неправильное решение, потому что он неправильно оценил происходящее. Это по меньшей мере глупо, а может быть и вредным для нас. Посмотрите на эти примеры, скажите, как неправильное понимание происходящего и желание самим контролировать свою жизнь привело к краху.
Заучивание золотого стиха и молитва Перед молитвой еще раз объяснить ребятам, что Бог контролирует все и имеет власть над всем, Он знает все о нас. Из этого следуют два вывода: 1)нам лучше всего доверить свою жизнь Тому, кто все о нас знает и 2)не забывать, что даже самый своевольный и сильный человек не может сравниться с Силой Бога и Его контролем над всем миром. Если Бог в состоянии управлять стихией моря, сердцами правителей, то Он может сделать все и в нашей жизни.
Урок 5
Что влияет на тебя? (История Иисуса Навина)
Цель: 1)Показать, что в мире есть две системы ценностей: в центре одной стоит Бог, в центре другой – «сам человек». 2) Показать, что Библия – ориентир для определения духовных ценностей Библейский текст:И.Нав. 1, 3,7 главы Золотой стих: «Да не отходит книга закона от уст твоих, но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано; тогда ты будешь успешен в путях твоиъ и будешь поступать благоразумно.» И.Нав.1:8
Повторение:
- законы природы - целый народ - жизнь отдельного человека 2. Означает ли то, что если Бог контролирует все, то мы не несем ответственности за наши поступки? 3. Почему для нас лучше всего доверить свою жизнь Богу?
Вступление Посмотрите на список вещей. Что для вас стояло бы на первом, втором и третьем месте по ценности в разных ситуациях? - компас - вода - палатка - журнал - телевизор - ружье - кусочек хлеба - Библия - компьютер - паспорт - учебник математики - каталог съедобных и не съедобных растений и животных - спички - нож - тарелка - джинсы - кроссовки Найк - серьги - спасательный жилет
Ситуации: корабль потерпел крушение и затонул в открытом море; вы одни на необитаемом острове; вы узнали, что вам осталось жить два дня; ваш самолет разбился в пустыне и вы остались в живых.
Мост Теперь вы поняли, что такое ценность? Знаете, что у каждого из вас существует система ценностей (взять нитку и разные бусины) – как бусины нанизаны на нитку, так в вашей голове и сердце существует нить, на которую «нанизаны» ваши ценности. Как вы думаете, у верующего и неверующего человека ценности отличаются? Конечно. Более того, если вы хотите узнать, является ли тот или иной человек христианином, то посмотрите, какие у него ценности. ? Как это узнать? (он будет об этом много говорить, он будет поступать, согласно тому, что считает ценным, он будет стараться защищать свои взгляды). Сегодня мы поговорим о человеке, которому пришлось защищать то, что было дорого ему.
Основная часть
Вы помните, что Бог дал Аврааму землю (Ханаан) и обещал, что его народ необычайно размножится и наполнит эту землю. Все так и произошло. Но через несколько десятков лет после смерти Ханаана народ спустился в Египет, так как наступил голод, а в Египте были большие запасы хлеба. Какое-то время Израильский народ жил в Египте, жизнь эта была очень нелегкая. Наконец Бог вывел свой народ из Египта и под предводительством Моисея Израиль возвращался в ту землю, которая принадлежала им. Когда Израильский народ подошел к Ханаану, Моисея уже не было в живых, народом руководил человек по имени Иисус Навин. Представьте себе, что вы возвращаетесь домой после долгих лет отсутствия и видите, что в вашем доме кто-то живет. Вам нужно предъявить требования этим людям оставить ваше жилище, но вы видите, что они намного сильнее вас. Примерно то же самое произошло с Израильским народом. Когда они подошли к своей земле. За время их отсутствия эту землю заполнили другие народы. К сожалению, это были люди, незнавшие Бога, язычники. Их образ жизни отличался идолопоклонством, низким моральным уровнем. Например, один из народов назывался хананеи. Они практиковали поклонение Ваалу, богу земли, которого называли «господином» или «хозяином». В жертву приносились не только животные, но и люди. Особенно высоко ценились жертвоприношения первородных детей (первенцов). Кроме хананеев, в той земле жили еще хеттеи, еввеи, ферезем, гергеи, амореи, иевусеи. У каждого народа был свой идол, храмы для поклонения им. ? В чем была опасность тесного существования Израильского народа с этими народами? Они могли повлиять на Израильский народ своей культурой, своими ценностями. Мы люди имеем одно отличительное свойство – на нас сильно влияет мнение и слова других людей. Бог знал об этом. Он знал, что если Израильский народ расселится между народами-язычниками, то через несколько лет они забудут про Бога и тоже начнут поклоняться идолам. Поэтому перед Иисусом Навиным была поставлена задача: очистить Ханаан от населявших его народов.
Чтение И.Нав.1:1-9 ? Какое обещание Бога дал Иисусу Навину? (что они смогут очистить землю от народов и поселиться там одни) ? Какие качества необходимы были Израильскому народу для того, чтобы одержать победу? (твердость и мужество) ? Что нужно было делать Израильскому народу, чтобы самим не отпасть от Бога? (ст.7 – исполнять заповеди, ст.8 – пребывать в чтении Писания) Чтение И.Нав.3:9-17 ? Какое чудо произошло с Израилем, когда они переходили Иордан? (река остановилась) (показать картинку горной реки). Иордан была довольно бурной рекой. Для того, чтобы Израильскому народу пройти в свою землю надо было ее перейти. Здесь мы прочитали о том, как Бог сделал явное чудо, чтобы народ мог спокойно пересечь реку. Это чудо стало знаком для людей, что Бог с ними и Он поможет в завоевании. После того, как Израиль перешел Иордан они успешно покорили крупнейших город Иерихон. Но дальше в их стане произошло одно неприятное событие. Чтение И.Нав.7:1-6, 10-13. ? Какая неприятность произошла с Израилем? (их войско потерпело поражение от небольшой группы Гайских жителей) ? В чем была причина поражения, почему Бог им не помог? (они взяли из заклятого) Дело в том, что Иисус Навин строго сказал своему войску не брать никаких трофеев после битвы, не разграблять дома побежденных и забирать их драгоценности. Все это должно было быть сожжено. Однако Ахан не послушался, чем навлек беду на весь народ. До тех пор, пока Ахан не был разоблачен и наказан, Израиль не мог продолжать двигаться дальше и продолжать завоевание земли. Кому-то это может показаться очень жестким правилом: Израилю нужно было избавиться от всех народов, населявших Ханаан и даже сжечь их имущество. Как вы думаете, чем объясняется такая строгость? (дать возможность высказаться) Бог очень хорошо знал, насколько Израильский народ слабовольный и что он очень легко поддается всякому влиянию. Если бы Израиль остался существовать среди хананеев, хеттеев и других народов, если бы он пользовался их вещами, то рано или поздно сердце народа склонилось бы к идолам. По сути борьба Израиля с народами Ханаана – это была борьба двух систем ценностей. - Бог - идолы - Писание - указания жрецов - «возлюби ближнего» - греховная жизнь - вера, верность Богу - приношение людей в жертву - чистота от греха - разврат
Мы можем этого не замечать, но у нас у всех есть ценности. Откуда у нас берется представление о том, что является для нас ценностью? От других людей. Представьте себе, что когда я была маленькая и смотрела на фотографии родителей, где они были одеты в брюки, расклешенные книзу, то мне это казалось полной безвкусицей. Я не могла понять, как кто-то мог считать это красивым и мне казалось, что даже если мне дадут много денег, я ни за что не одену на себя этот наряд. Но прошло время и вокруг появились расклешенные джинсы. В журналах были изображены женщины в расклешенных брюках, в фильмах героини носили расклешенные брюки, люди на улицах носили такие же брюки и знаете что произошло? Мне они стали нравиться. Я подумала, что это не так уж и дурно смотрится. Наконец, пришло время, когда я сама купила себе расклешенные джинсы! Это яркий пример того, как мнение окружающего формирует мое мнение. Откуда вы знаете, что: - нужно носить брюки с заниженной талией? - что очень классно, когда у тебя есть свой сотовый телефон? - что у девушки уже в школе должен быть парень? - что до брака можно и нужно иметь близкие отношения, а брак совсем необязательно оформлять? - женщина имеет право самостоятельно решать – оставлять или не оставлять своего ребенка? (для младших детей использовать другие примеры) (дать ребятам возможность ответить) Вы ведь не родились с таким знанием – вам об этом сказали. Более того, если бы вы никогда не смотрели телевизор и не выходили на улицу, если бы вы сами сели и подумали о том, правильно ли все это и красиво ли это, то возможно вы бы пришли к мнению совершенно противоположному тому, что вы думаете сейчас. Задумайтесь о том, что поведение современного человека на 70% формируется под влиянием рекламы и общественных взглядов. Это значит, что большинство из нас – это жертва рекламы. Не страшно ли вам от этого? А если наступит такое время, когда общество будет считать допустимым убийство и насилие, издевательство и грабеж? Уже сейчас разрешены вещи, которые 100 лет назад считались недопустимыми? (например, аборты) Итак, мы выяснили, что ценности есть у каждого из нас, но у большинства они формируются под влиянием этого мира. Библия говорит, что для христианина главной ценностью должны быть взаимоотношения с Богом. Это – жемчужина, которую каждый верующий должен хранить в своем сердце. Но теперь давайте вспомним Иисуса Навина и Израильский народ. Почему Бог повелел им очистить землю от других народов? (Потому что знал, что их ценности будут влиять на Израиль). ?Существует ли для нас опасность того, что неверующий мир будет навязывать нам свои ценности? Да. Более того, сегодня идет настоящая борьба – каждый верующий человек находится посреди этой битвы: общество стремится заставить нас думать и поступать согласно его канонам. ? Что поможет нам стать победителями и сохранить свои ценности? Сегодня Бог не говорит нам совершенно отделиться от этого мира или прогнять от себя неверующих людей, хотя иногда нам полезно ограничить себя в просмотре некоторых фильмов или общении с некоторыми людьми, которые слишком сильно оказывают на нас плохое влияние. Но самое главное оружие, которое поможет нам устоять – то же, что и было у Израильского народа. И.Нав. 1:8 – здесь говорится, что человек, который хочет строить свою жизнь на основании Божьих ценностей, должен «день и ночь», то есть регулярно обращаться к Писанию и самое главное – исполнять написанное в нем. (для младших на этом можно закончить урок, в конце лишь подвести итог и подготовить несколько мест из Библии, которые должны влиять на нас, противопоставив их мирским взглядом. Например, «блаженны миротворцы» - повеление Библии, «отстаивай и спорь» - лозунг мира итд.)
(для старших продолжить следующим образом: Вы может быть спросите: а зачем мне нужны Божьи ценности? Для чего мне слушаться Бога, ведь тогда мне нужно изменяться, избавляться от плохих привычек, смирять себя – намного проще жить по принципу «я сам себе хозяин» и иметь ценностью другие вещи. В Новом Завете этот вопрос стоял перед последователями Иисуса Христа. Дело в том, что существует два пути – широкий, где система ценностей строится на разных вещах, но в центре находится человеческое «я», и узкий – где основа ценностей – это Бог. Разница между этими двумя путями в том, что у них разный конец. В Библии говорится, что конец неверующих – вечная погибель, а конец верных Богу – небесное царство. Представьте себе, что путник идет по дороге. Его спрашивают: «Почему ты идешь по этой дороге?» Он отвечает: «Знаешь, она такая широкая, удобная, по ней идти – одно удовольствие! Через каждые пару километров на ней находятся небольшие кафе, когда я захочу, то могу отдохнуть и развлечься. Кроме того, посмотри, по ней ходят большинство людей. Все выбирают эту дорогу.» «Но разве ты не знаешь, что эта дорога не ведет ни в какое хорошее место? На самом деле, когда ты дойдешь по ней до конца, то увидишь, что там большой обрыв. Тебе ведь никто не шел навстречу из тех, кто был впереди тебя? Видишь, у этой дороги плохой конец.» Путник немого подумал и сказал: «Ну и что. Зато по ней так удобно идти.»
Заучивание золотого стиха и молитва
Дополнительный материал
У христианина главные ценности – это Бог и Его слово, у неверующего человека – он сам. Некоторые люди, неверующие в Бога обвиняют верующих в том, что когда они становятся христианами, у них на первом месте появляется Бог и они забывают о других людях, от близких, друзей, становятся «вне общества». Это не так. Посмотрите на схему, на ней нарисованы ценности верующего и неверующего человека.
семья дети
работа
друзья
вещи семья работа друзья вещи
Бог Я сам | | Человек сотворен Богом Человек произошел из неживой материи (эволюция)
Как видите, в жизни неверующего человека нет критериев, он сам решает, что для него главное. Поэтому некоторые люди делают идола (предмет поклонения) из работы, из семьи, из денег итд. Как и во времена Иисуса Навина сегодня ведется борьба между двумя системами ценностей. Эта борьба безкровная, но очень серьезная. У сатаны есть задача – сделать все возможное, чтобы нашей главной ценностью стал не Бог, а что-то другое. Конечно, если вы услышите призывы, чтобы главным для вас стало что-то очень плохое, то вы откажетесь от этого. Поэтому сатана предлагает компромисс – он берет вещи, которые неплохие и очень важные для каждого из нас, но не САМЫЕ важные и предлагает поставить их на первое место. Например, некоторые взрослые люди имеют самую главную свою ценность – детей. Но что происходит, когда дети вырастают и начинают жить своей жизнью? Некоторые родители не могут пережить состояние «пустого гнезда», их жизнь без детей теряет смысл. Другие начинают вмешиваться в жизнь своих взрослых детей, пытаться контролировать ими. Семья и дети занимает очень важное место в нашей жизни. Но если в основе наших ценностей находится не вера в Бога, а мы сами, то семья становится полем для реализации наших эгоистичных желаний.)
Урок 6
Куда можно спрятаться, чтобы Бог не нашел? (История Ионы)
Цель: Показать детям, что Бог все видит, от Него нельзя спрятаться и Его нельзя обмануть. Библейский текст: книга Ионы Золотой стих: «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу?» Пс.138:7
Повторение: 1) Откуда у человека берутся ценности (то, что он считает дорогим его сердцу, на чем основывает свою жизнь)? 2) На чем строится система ценностей христианина?
Вступление Вы когда-нибудь пытались что-то утаить? Например, вы разбили красивую чашку и пытаетесь «скрыть следы преступления» - склеить чашку. Или вы получили плохую отметку и пытаетесь не попадаться на глаза родителям: после школы бежите в кружок, потом сразу гуляете, а вечером ложитесь рано спать, умоляя, чтобы мама не успела спросить вас об оценках в школе. Бывает, что видишь, как по улице идет человек, с которым не хочется встречаться – некоторые убегают или переходят на другую сторону. Иногда наши попытки что-то скрыть успешны, иногда нет. Некоторые люди ведут себя так, как будто думаю, что от Бога можно что-то скрыть или вообще спрятаться, убежать. Они приходят в церковь (крайне редко) и очень довольны собой в такие моменты – «Вот он я, Господи, смотри скорей, какой я праведный и хороший». А потом, возвращаясь домой, они делают то, что не нравится Богу.
Мост Сегодня мы прочитаем историю о человеке, который также думал, что от Бога можно спрятаться. Играя в прятки, он полагал, что таким образом можно не исполнять Божью волю.
Основная часть
В этом отрывке вы познакомитесь с пророком Ионой. Пророк – это не просто верующий человек, это человек, который имеет особые взаимоотношения с Богом. В Израиле пророки играли большую роль, потом что они сообщали людям о том, что их ожидает. Обычно пророки предупреждали какую-то группу людей о предстоящем наказании, если они не покаются или наоборот о благословении за верность Богу. Иона был одни из таких пророков, в его служении уже были случаи успешных пророческих предсказаний (4 Царств.14:25). Чтение Ион.1:1-3 ? Какое повеление Бог дает Ионе? ? Что Иона должен был делать в Ниневии? Вы уже слышали, что для пророка было обычным делом идти и говорить Слово Божье людям, нередко это было слово о суде. В данном случае Иоанн должен был не просто предсказать наказание, но вначале проповедовать, чтобы люди, если б захотели могли покаяться и предотвратить Божий суд. ? Что делает Иона в ответ на Божье повеление? (ст.3) Фарсис находился совсем в другой стороне. Существует несколько предположений, почему Иона не хотел идти в Ниневию. Ниневия – большой языческий город, в котором царило идолопоклонство и разврат. Иона скорее хотел видеть, как Бог сразу же накажет Ниневию. ? От кого прятался Иона на корабле? От лица Господня (ст.3). Иона убежал не от простого правителя или начальника, но от самого Бога. Можно ли это в принципе сделать? Посмотрим дальше. Чтение Ион.1:4-11 ? Что произошло с кораблем? (он попадает в сильный шторм) ? Кто был виновником происшедшего? (Иона) ? Осознает ли Иона то, что он играет в прятки с Богом? Считает ли он себя неправым? Ст.9 Вероятно нет. Он с гордостью заявляет неверующим матросам, что является верующим. По-видимому, буря была действительно очень сильная. Даже видавшие виды матросы не на шутку испугались. Они (скорее всего неверующие люди) стали объяснять Ионе, что нельзя убежать от Госода. Чтение Ион.1:12-16 ? Что предложил Иона? (бросить его за борт) ? Легко ли было матросам пойти на убийство Ионы (выбросить человека за борт и оставить фактически означало смерть). (нет) Происходящее настолько потрясло матросов, что они фактически покаялись, они признали, что Бог делает то, что Ему угодно и никто не может обмануть или убежать от Него. ? Где оказался Иона? (в море)
Чтение Ион.2:1-11 ? Где оказался Иона? ? Видел ли Бог Иону и слышал ли его? Бог не только видел Иону, но Он полностью контролировал ситуацию, знал все, что происходит. В молитве Иона признает, что Бог нашел его даже в глубине моря, что от Бога нельзя спрятаться. Он признает, что только Бог может спасти его из чрева кита (ст.10). ? У слышал ли Бог молитву Ионы? (да) После произошедшего Бог вновь повторяет Ионе свое повеление, после чего у Ионы уже нет желания прятаться от Бога. Чтение Ион.3:1-5 ? Пошел ли Иона в Ниневию? (да) ? Что произошло в этом городе? (люди покаялись) Как вы думаете, есть у человека какие-то шансы спрятаться от Бога? (дать людям высказаться) Как вы считаете, знает ли Бог все ваши дела и даже ваши намерения? (дать высказаться)
3. Игры в прятки К сожалению, многие люди пытаются «играть в прятки» с Богом. Однажды один мужчина вел машину и увидел вдалеке стоящего инспектора ГИБДД. Он сказал своему другу: «Ну вот, у меня талон техосмотра просрочен, наверное, сейчас остановят и оштрафуют». На это друг ему посоветовал: «А ты не смотри на этого инспектора, как будто бы его нет и поезжай дальше.» ? Как вы думаете, это хороший совет – притвориться, что ты не видишь инспектора, который машет тебе жезлом, чтобы ты остановился? Конечно. нет. Следующее, что сделает инспектор – он сообщит по рации и машину остановят на следующем пункте ГАИ и оштрафуют не только за то, что просрочен талон техомотра, но и за то, что водитель не остановился по просьбе инспектора. Мне кажется, что многие люди живут по такому же принципу. Они стараются думать, что Бога нет или что Бог только в церкви, но Он не видит все, что человек делает в повседневной жизни. Посмотрите на следующий перечень и скажите, что большинство людей будет делать в церкви и как будет себя вести в обычной жизни? (эти надписи разсортировать по двум колонкам – над одной нарисована церковь, над другой – дом,школа) - молиться - быть очень вежливым - списывать - сплетничать - одеваться прилично - читать Библию - петь и слушать христианские песни - не ругаться и не использовать плохих слов - курить - помогать (нести служение) - дерзко разговаривать с мамой - одеваться так, что наша одежда может послужить - читать журналы, в которых соблазном статьи и фотографии направлены на развращение молодых людей
Нам возможно просто дать правильные ответы, как рассортировать эти фразы, но намного сложнее вести себя (или стараться вести себя) так, как будто мы находимся постоянно перед Богом. Иногда маленькие дети стараются обмануть папу и маму. Например, они могут съесть шоколад, который припасен для праздника. При этом они забывают вытереть рот и вымыть руки – их «преступление» так очевидно взгляду взрослого человека! Мы иногда тоже напоминаем таких детей, которые думают, что могут спрятаться от Бога. В Библии есть очень хорошая фраза, которая описывает жизнь верующих – хождением перед Богом. Если человек решает, что он хочет стать христианином, то он должен помнить, что вся жизнь верующего – это хождение перед Богом. Как только вы поймете это, вам станет ясно, что нельзя быть христианином только по воскресеньям. Нам нужно помнить, что куда бы мы не пошли, Бог идет с нами, от него не убежишь. Есть одна история, в которой говорится о том, что в жизнь человека вошел Христос. Человек тот был очень рад встрече с Господом, он давно хотел стать христианином. Но в этот момент тот человек собирался с кампанией повеселиться и понимал, что Христос не может идти туда с ним. Он предложил остаться Христу дома. Но Христос не хотел оставаться, он желал везде быть рядом со своим новым другом. Тогда мальчик решил, что не может принять Христа на таких условиях, он согласен встречаться со Христом в церкви или обращаться к Нему, когда нужна помощь, но жить со Христом – слишком трудная задача, потому что в таком случае мальчику придется измениться.
Заучивание золотого стиха и молитва. Урок 7 За кого почитаете Меня? (История Петра)
Цель: Показать детям, что Иисус Христос – Бог, что Он умер за наши грехи, чтобы мы могли иметь жизнь вечную. Библейский текст: Матф., Марк., Лук. Иоанн. Золотой стих: «Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.» 1 Иоан.4:9
Повторение:
Вступление:
Одна газета описала следующую историю. Один английский офицер был со своими детьми в саду. Вдруг он у слышал какой-то странный гул и, обернувшись, увидел, что прямо на одного из детей летит осиный рой. «Бросайся на землю!» - закричал отец. Ребенок мгновенно упал. Отец снял куртку и стал размахивать ею, чтобы привлечь внимание ос на себя. Он достиг своей цели. Осы изменили курс и, не трогая ребенка, набросились на отца, зажалив его до смерти. Он умер, чтобы спасти своего ребенка. Это отцовская любовь.
Мост: Я думаю, что многие родители по ступили бы также. Родитель не может смотреть, как гибнет его ребенок. Бог тоже не может смотреть, как гибнем мы. Он проявил жертвенность по отношению к нам. Сегодня мы услышим историю одного человека, который встретил в своей жизни Человека, который умер за него.
Основная часть:
Этого человека звали Симон. Он был обычным Израильским рыбаком. Это довольно таки трудная работа. Больших денег она не приносила – пропитание зависело от того, насколько хороший был улов. Иногда рыбы было так много, что хватало на еду и на продажу, так что на вырученные деньги можно было купить одежду семьи и починить сети. Но бывали дни, когда поймать совсем ничего не удавалось. В такие моменты жизнь Симону казалась совсем несладкой – трудно возвращаться домой с пустыми сетями. Об Иисусе Симон узнал от своего брата Андрея. Андрей рассказал, что недалеко от их родного города Вефсаиды ходит проповедник, который делает необычайные чудеса и очень интересно рассказывает о Боге. Одни считают, что это воскресший великий пророк прошлого Илия, другие думают, что это Иоанн креститель, некоторые считают, что просто самозванец и обманщик. Несколько раз Симон издалека наблюдал за Иисусом, но однажды ему пришлось с Ним встретиться поближе. Чтение Марк.1:16-20 ? Что делал Симона, когда Иисус подошел к нему? ? Что предложил ему Иисус? ? Какова была реакция СИмона? СИмон согласился. Вряд ли в тот момент он верил, что Иисус это Бог. Возможно, ему было любопытно поближе пообщаться с таким известным человеком. А может быть он настолько устал от жизни «надежды на случай» - ведь его успех зависел только от того, попадется ли что-нибудь к Нему в сети. Вскоре Симон стал свидетелем первого чуда Иисуса. Чтение Марк1:29-31 ? Что произошло в доме Симона? ? Как бы вы почувствовали, если б стали очевидцем такого чуда? Теперь он знал не понаслышке, что Иисус может делать чудеса. Исцеление – это настоящее чудо. Впервые Симон задумался: кто же это за человек, Иисус? Чтение Лук.5:3-9 ? Почему Симон не хотел сначала закидывать сети? Верил ли он, что возможно чудо? ? Какую реакцию вызвало у Симона это чудо? Симон был человек дела. Можно много говорить, что ты Бог, но как доказать? Конечно, исцеление его тещи было настоящим чудом. Но как водится, став свидетелем одного чуда через время его забываешь и в голову опять идут сомнения. На этот раз Симон был просто ошарашен увиденным. Он понял, что перед ним действительно Посланник с небес. И первое, что он осознал – свою греховность. (написать на доске «признать себя грешником») ? Представьте себе, что вы встречаетесь с ослепительным светом. Что первое вы начинаете ощущать? (пример в дорогих магазинах видишь всю грязь на своей одежде) Когда человек встречается с Богом один на один, то исчезают все условности этого мира, человек понимает, что в его жизни было слишком много неправильного, он грешник. Если человек в присутствии Бога не ощущает себя грешником, то он либо не верит в Бога, либо открыто противостоит Ему. Симон слышал, что другие люди по-разному относятся ко Христу. Его мучил вопрос: а кто Он на самом деле? Однажды Христос напрямую спросил об этом у Петра. (Христос дал СИмону новое имя Петр, что переводится «камень».) Чтение Матф.16:13-16 То, что сделал Петр называется исповеданием. Петр исповедовал, то есть открыто признал, что Христос – Бог. (написать на доске: исповедовать Христа Богом)
Христос рассказывал людям не только различные истины о Боге и о праведной жизни. Он говорил своим ученикам и среди них Петру, что вскоре Ему придется пострадать и умереть за людей. Он объяснял, что в этом состоит Его самая главная цель прихода на землю. Иисус пришел, чтобы умереть за грехи людей. Он также говорил, что не останется во гробе, но воскреснет на третий день. Некоторым в это было довольно трудно поверить. Все произошло точно так, как говорил Христос. Его схватили, били, унижали, а потому казнили страшной смертью на кресте. (показать соответствующие иллюстрации) Когда это произошло, то все ученики и Петр очень испугались. Хотя Петр исповедовал, что Христос – Бог, но в этот момент он опять начал сомневаться. После смерти Иисуса ученикам грозила опасность, что их тоже схватят и подвергнут наказанию. Чтение Лук.22:54-62 ? Что сделал Петр? ? После того, как он трижды отрекся от Христа, осознал ли он свою ошибку? Как и обещал, Иисус воскрел на третий день. Он явился многим своим ученикам и просто посторонним людям. Как вы думаете, боялся ли Петр встречи со своим учителем? Чтение Иоанн.21:15-17 Петр глубоко раскаялся в своем предательстве и Иисус простил его. Иисус трижды спрашивает Петре: «Любишь ли ты Меня?» и трижды Петр отвечает «Я люблю тебя, Господи».
История Петра – это история обычного человека, подобно нам с вами. Он услышал о Христе, как и некоторые из вас в первые в этом лагере и пошел посмотреть на Него. Затем он столкнулся с призывом Иисуса следовать за Ним. И хотя в его сердце пока еще не было твердой веры, он сделал первые робкие шаги. НА пути следования за Иисусом он увидел, что Иисус – действительно Бог, что Он – творец, что Ему подвластна природа, что Он способен контролировать все и что Он все видит и знает все о человеке. Петр понял, что он – грешник. Поначалу Он сказал: «Я – грешник, уйди от меня, Господи». Но после смерти и воскресения Иисуса, он уже сам ищет Его и говорит о своей любви. Вы уже слышали, что Иисус – это Бог. А как вы думаете для чего Богу было нужно делаться человеком? (история про муравейник) Только будучи человеком Иисус мог помочь нам. Когда Иисус умер, то умирал не за свой грех (он был безгрешным), а за наш грех. Точно так как в истории про пчел отец принял смерть за своего ребенка. Помните, на втором уроке мы говорили о грехе Каина и говорили, что грех есть в сердце каждого человека, что он влечет нас к себе, что за него всегда приходит возмездие, что Бог ненавидит грех? В Библии сказано, что самое главное последствие греха – наше разделение с Богом. (взять конверт и вырезать в нем сердечко, вставить в конверт черную бумагу) Если вы совершили в своей жизни хотя бы один грех, то вы уже разделены с Богом. Кто должен быть наказан за ваш грех? Вы сами. Но Иисус сказал, что готов понести наказание вместо вас. Он умер на кресте и Его кровь очистила наш грех. (вставьте в конверт красную бумагу) Теперь каждый человек, который верит в Иисуса может иметь прощение грехов и жизнь вечную. (вставьте белую бумагу) Для того, чтобы получить жизнь вечную нужно сделать то же, что сделал Петр: услышать об Иисусе, пойти за Ним, признать себя грешником и попросить прощение за это, исповедовать Иисуса своим Богом и Спасителем, сказать, что любите Его. Заучивание золотого стиха и молитва
|
Поиск по разделу |