|
Когда ты ценен. Семинар Interdiac в ДнепропетровскеРазвивитие диаконической сети, разработка диаконического стандарта (этических норм и подходов к диаконической работе), непрерывное образование как необходимая часть диаконической работы – эти слова звучали в последний день семинара «Эффективное действие на основе обмена и обучения», который проходил в Днепропетровске с 28 апреля по 2 мая 2014 года при поддержке Международной академии диаконии и социальной работы «Интердиак». Участники из Украины, Чехии, Эстонии и России в течение четырех дней обсуждали свой опыт, мотивацию и возможности для дальнейшей совместной деятельности, благодаря радушию и гостеприимству днепропетровской общины св. Екатерины.
Ценен каждый Для меня эта встреча, в первую очередь, стала возможностью получить новый незабываемый опыт. Опыт общения, принятия других и включения в сообщество, в котором ценен каждый, опыт разделения с другими своих чувств и мыслей, переосмысления и открытости. Все мы – участники семинара – очень разные. Мы приехали из разных стран, у нас разные темпераменты, образование и жизненный опыт, мы выполняем разные обязанности – от координации сотрудничества между общинами и служениями до хозяйственной деятельности или работы с детьми с особенностями развития. Мы принадлежим разным Церквям. Именно это сделало нашу группу такой жизнеспособной, а работу во время семинара – плодотворной. Когда каждый в команде принят и ценен, когда есть ощущение взаимопонимания и единства, возникает возможность для сотрудничества и понимания ценности других, за пределами группы. Когда ценен ты сам, для тебя становится ценным любой другой человек, нуждающийся в помощи – бывший наркопотребитель, ребенок с синдромом Дауна, сотрудник детского дома... В рамках этого четырехдневного визита в Днепропетровск мы посетили два социальных проекта – детский дом для детей-инвалидов и реабилитационный центр для бывших наркопотребителей, организованный одной из харизматических церквей. Организаторы семинара предложили нам обратить внимание на то, кто вовлечен в работу в этих центрах, есть ли волонтеры; как проект вовлекает целевую группу в планирование и принятие решений, привлекает к оплачиваемой или неоплачиваемой работе; как проект обеспечивает человеческое достоинство, справедливость, как формируется пространство для развития альтернатив. Это хорошие вопросы, которые полезно задавать себе при анализе любых социальных проектов.
«Чтобы изменить свою жизнь» Зеленый остров, небольшая территория, огороженная забором, дом и отдельная кухня. Грядки. Мы проходим в дом, разделенный на комнаты. В комнатах стоят близко друг к другу, так, что места почти не остается, двухэтажные кровати. Это женская комната. На кроватях сидят и лежат несколько молодых женщин, некоторые с детьми. Я смущена. Я вспоминаю свой визит в одну из ночлежек. Я тогда координировала проект помощи бездомным и приехала посмотреть, как устраивают на ночлег бездомных на месте. Помню, как один из бездомных с возмущением говорил мне, что здесь не зоопарк и нечего на них смотреть, хотя меня тогда больше интересовали организационные вопросы. Я вспоминаю тот случай, и мне становится неловко. Ведь мы приехали на их территорию как на экскурсию. Каково же было мое удивление, когда женщины стали рассказывать свои истории – очень похожие и очень разные. И тут я стала понимать, что для них наш визит – возможность свидетельствовать. Что обычно они говорят здесь друг с другом, бесконечно повторяя и проговаривая разные варианты своих историй о том, как они принимали наркотики, как жизнь катилась под откос, как потом они попали в этот центр, уверовали, и Бог исцелил их. «К нам приезжают и из России», – говорит руководитель центра. – «Как зачем? Чтобы изменить свою жизнь».
Приструнить и усмирить Детский дом для детей-инвалидов – обычный, каких много и в нашей стране. Взрослые, озабоченные материальным обеспечением детей: стерильная чистота, пустые спальни, покрывала на подушках, при этом дети с разными диагнозами в одной, довольно тесной игровой. Мы зашли в игровую, и дети друг за другом стали прижиматься то к одному из нас, то к другому. Трогать сумки, одежду, проситься на ручки. Кто-то из нашей группы выходит, не выдержав эмоционального напряжения – это действительно тяжело. Кто-то начинает собирать с детьми пазлы. Я подхожу к девочке, которая тихо сидит на полу. «Она у нас не говорит», – предупреждает меня воспитатель. Но ведь это не значит, что я не могу с ней поговорить? И это не мешает мне складывать вместе с девочкой кубики в коробку? Вообще, воспитатели пытаются во время этого непродолжительного визита детей приструнить, оторвать от гостей, усмирить. И я понимаю, в очередной раз понимаю, что эти дети – пленники не столько своих болезней, сколько системы, в которую они попали. Дети-аутисты вместе с детьми с синдромом Дауна и другими, менее определяемыми на взгляд дилетанта, диагнозами. В тесном помещении. С воспитателями, которые не знают и не хотят знать диагнозов, а ведь эта информация просто необходима для реабилитации. Так что там о достоинстве? Об участии в принятии решений?
Плюсы и минусы, риски и возможности Вернувшись в дом общины, мы думаем о том, какие есть плюсы и минусы у обоих социальных проектов, каковы риски и возможности для развития. Детский дом находится в сельской местности – это и плюс, и минус. Сельский образ жизни дает возможность получать не только продукты, но и хоть как-то привлекать к физическому труду тех детей и взрослых (здесь есть отделение для молодежи), которые здесь живут, но детский дом находится далеко от города, и затрудняет доступ волонтерам. Если все-таки организовывать работу волонтеров в детском доме, то важно обеспечить стабильность контакта (одни и те же люди на протяжении долгого времени) и персональный подход к каждому ребенку. «Насельники» реабилитационного центра живут в нем, как в монастыре, и большинство из них не готово и не планирует выходить в самостоятельную жизнь. То есть даже тогда, когда они живут за пределами реабилитационного центра, связь с центром очень сильна и контроль над их жизнью не прекращается. В конечном итоге они меняют одну зависимость на другую, но эта новая зависимость по крайней мене не разрушает их тела. Они действительно прекращают употреблять наркотики. На меня огромное впечатление произвел «метод», при котором, как мне кажется, невозможно выздоровление: никакого личного пространства, ни на минуту человек не остается один на один с собой. Практически никакой физической деятельности, бесконечные разговоры. Перспектива узкая, но есть – миссионерская деятельность. Такая форма реабилитации подойдет не каждому, но одним из плюсов является ее доступность. Итак, у каждого из этих проектов есть ограничения, но есть и ресурсы. Один из главных выводов на семинаре звучит так: необходимо замечать ресурсы рядом с собой. Зачастую простые вещи могут приносить не только радость, но и доход. Но и те ресурсы, которые не кажутся доходными, могут быть полезны для организации социального проекта. А открытость, опыт, ценности, единство, разнообразие, переосмысление, надежда приводят к новому видению, что помогает развиваться самим и развивать диаконическую деятельность в Церкви.
Наталья Окашева (Источник: "Вести лютеранских Церквей" 5/2014)
|