Церковный год
ЦВЕТА ЦЕРКОВНОГО ГОДА
В зависимости от периода церковного года алтарь и церковную кафедру украшают покрывала разных цветов. Это пять литургических цветов: белый - на праздники Христа: от Рождества до Праздника Богоявления, от Пасхи до Вознесения. Красный - цвет огня (Пятидесятница), на церковные праздники: Пятидесятница, День Реформации. Зеленый - цвет всходов, на воскресенье после Праздника Богоявления, на три последующих воскресенья и на большинство воскресений после Троицы. Фиолетовый - цвет размышления, на четыре воскресенья Адвента, на шесть воскресений страстного времени (поста), на воскресенье перед Пятидесятницей и на День покаяния. Черный - цвет скорби, на Страстную пятницу и Воскресенье усопших. Этому последнему воскресенью в церковном году может соответствовать и зеленый цвет, цвет надежды.
СИМВОЛ КРЕСТА
Крест - это фигура из двух пересекающихся линий. Различают два основных вида:
1. Вертикальный стержень пересекается под прямым углом перекладиной. Над ней располагается так называемый tibulus, белая табличка, на которой стояла вина осужденного. Примерно на середине продольной балки находится выступ для сидения (sedile).
2. Поперечная перекладина образует завершение вертикального стержня. Судя по старейшим преданиям, Иисус был распят на кресте такой формы (Т). Наверно, поэтому в старой церкви греческое Τ считалось святой буквой.
Поперечная перекладина, расположенная выше середины вертикальной образуют латинский крест. Большинство удлиненных зданий католических церквей подражали его форме (1).
Перевернутую фигуру называют крестом Петра, потому что этот апостол был якобы распят в Риме головой вниз (2).
У греческого креста все четыре поперечины одинаковой длины. Круглая конструкция многих греко-православных купольных церквей воспроизводит эту форму креста (3).
Православный крест имеет две поперечины и наискось прикрепленную перекладину, которая подразумевает опору для ног или символическую набедренную повязку (4).
Антониевский крест, пожалуй, больше всего соответствует первоначальной форме креста. Его называют также египетским крестом, как атрибут египетского отшельника св. Антония (5).
Андреевский крест показывает, каким образом был убит этот апостол. Греческая X - начало имени Христа (6).
Как напоминание о смерти Христа на кресте, крест стал священным знаком, символом христианства, отличительным знаком христиан, особенно во времена гонений.
РОЗА ЛЮТЕРА
Лютер назвал свой герб, который еще и сегодня на зале Лютера в Витгенберге, «отличительным знаком моей теологии». «На первом месте стоит крест. Черный, в сердце естественного цвета. Таким образом, я должен помнить, что вера в Распятого делает нас блаженными... Однако сердце располагается в середине белой розы. Это указывает на то, что вера дарует радость, утешение и мир. Она переносит нас непосредственно в белую радостную розу. Потому что белый - цвет Духа и ангелов. Эта роза находится на небесно-голубом фоне. Это говорит о том, что радость в Духе и вере - начало небесной радости, которая наступит... Все это обрамляет золотое кольцо, потому что блаженство на небесах длится вечно и выходит за рамки всех удовольствий и ценностей, как золото является самым драгоценным металлом».
(Герберт Мартин. Знаки на дороге. Борн-Ферлаг, Кассель 1991)
Источник: Вестник/Der Bote. № 2, 1994. С. 26-28