БОГ В ТВОРЧЕСТВЕ
Можно эти вечера провести в разных комнатах.
Зачем дано искусство? Не просто красота, но нести идею. Значит, идею надо искать.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР
1. Тютчев
Блестящий русский дипломат в Мюнхене, «светский лев» и острослов в дворянских салонах, но в то же время, страдающий, «бредущий вдоль большой дороги» невзрачный человек? Современники вспоминают: это не было только человеческое лицо, а какое-то неуловимое, невольно поражающее каждого, сочетание линий и штрихов, в которых жил высокий дух гения и которые как бы светились нечеловеческой духовной красотой. На плотно сжатых губах постоянно блуждала грустная и в то же время ироническая улыбка, а глаза, задумчивые и печальные, смотрели сквозь стекла очков загадочно, как бы что-то прозревая впереди. Сын Тютчева, тоже Федор, замечает: «Если человеческая душа, покинувшая бренную оболочку, имела бы свою физиономию, она бы должна была смотреть именно такими глазами и с такой улыбкой на брошенный ею мир».
Да, он не был внешне привлекателен, был небрежно одет, неуклюж и рассеян. Но все мгновенно умолкали, когда он начинал говорить, этот умнейший человек России.
Стихи:
"Я лютеран люблю богослуженье…"
"Над этой тёмною толпой…"
***
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры... но о ней не просит.
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! - Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»
2. Пушкин
При выборе поэтов мы смотрели не только на стихи, где пишется о Боге, но прежде всего, был ли этот человек христианином, видно ли это из его жизни. По жизни Пушкина весьма сложно сказать, что он был христианином. Но, известно, что в конце жизни, он всё же обращается в своих стихах к христианским мотивам. Когда он лежал на смертном одре, он попросил книгу. Когда ему принесли его томик стихов, он сказал: "Да нет, не эту. А Книгу Книг - Библию". А роль поэта, своё предназначение он описал в стихотворении "Пророк"
Стихи:
Пророк
3. Пастернак
Пастернака регулярно прорабатывали на писательских собраниях и съездах чиновники от литературы, и годами просто не печатали по указке вождей тоталитарного режима, и травили за создание в высшей степени христианского романа «Доктор Живаго», может быть, величайшего русского романа того столетия, заслужено удостоенного Нобелевской премии. Затравленный, он не перенес всех ударов и скончался в 1960 году, когда ему было 70 лет.
За год до смерти, в 1959 году, произошла встреча Бориса Пастернака с американским композитором Леонардом Бернстайном. Тот недоумевал: как мы можем жить с такой хамской, безбожной властью? Поэт ответил: «Что вы, при чем тут министры? Художник разговаривает с Господом Богом, а Тот ставит ему разные спектакли с разными персонажами, чтобы тому было что писать. Это может быть либо трагедия, либо фарс, но это уже второстепенно».
А предчувствуя свой скорый уход поэт сказал профессору Амиа Чакраварти: «Я не вынес бы ожидания смерти, если бы мне не открылся Иисус Христос». Не случайно первое название романа «Доктор Живаго» - «Смерти не будет». И здесь же красноречивый эпиграф из Откровения Иоанна Богослова: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет. Ибо прежнее прошло» (Откр.21:4).
Стихи:
Рассвет
Гамлет (?)
4. Мандельштам
Крестился в методистской церкви. Упрекал своих друзей-поэтов за слишком лёгкое обращение в стихах с именем Божьим. Мандельштам о Гумилёве: "Я говорил ему, поменьше Бога в стихах трогай".
Стихи:
Образ твой, мучительный и зыбкий
Я не мог в тумане осязать.
«Господи», - сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать.
Божье имя как большая птица
Вылетела из моей груди.
Впереди густой туман клубится
И пустая клетка позади…
***
"Здесь я стою – я не могу иначе…"
5. Христианские писатели
Льюис «Хроники Нарнии», Толкин «Властелин колец»
МУЗЫКАЛЬНЫЙ КРУГ
Бах
"Нет, не успеет. Не готов
К воскресной службе. Запоздало
Он спохватился. Средъ миров
Ещё кантата Себастьяна.
Она у Господа ещё;
Меж тем, как он впустую тратил
Часы и бился горячо
За лишний гульден в магистрате.
Вязанкой дров и мерой ржи
Хотели обделить. Доплатой
Заполнен день. А для души,
Для песнопенъя, для кантаты –
Лишь ночь. Трепещет на губах
Молчанье. «Помоги мне, Боже.
Не успеваю, - шепчет Бах. -
Не успеваю... Ты поможешъ?
Меня заботит не успех,
Не славы ласковые цепи
Мне б только, Господи, успетъ
К воскресной службе в нашей Церкви.
Я не завидую другим
Живу Твоею благодатью.
Не знаю, кто диктует им,
Но мне диктует мой Создатель.
Не надобно иного мне -
Нет осиянее и выше
Отрады, чем, наедине
С То бой Тебя, мой Боже, слышать!
И тяготы не тяжелы,
Когда ловлю, под небом, стоя,
Струящийся из тишины
Хорал, отпущенный Тобою!
Раскрой же, Господи, скорей
Свои объятия - и свято
Приму из вечности Твоей
Ко мне летящую кантату!"
Гёте заметил: «Музыка Баха - это музыка пути к Богу, а Моцарт – это гармонии, которые звучат уже в раю».
Свои партитуры он украшал буквами SDG (Soli Dei Gloria) - «Одному Богу слава». Или JJ (Jesu Juva) - «Иисус, помоги». «Органная книжечка» украшена изречением: «Во славу Божию, ближнему на поучение». А перед первыми пьесами «Клавирной книжечки» для старшего сына Фриде анна надписал: «Во имя Иисуса».
Свидетельство Льва Болеславского: Когда меня просят свидетельствовать о вере, спрашивают, как я пришёл к Богу, я с благодарностью вспоминаю Музыку, и, прежде всего Баха - патриарха духовной гармонии. Мне было уже за тридцать, когда я впервые услышал его. Работал я в Харькове, в трамвайно-троллейбусном управлении, в редакции многотиражки «Харькiвський електротранспорт». Редакция располагалась на четвёртом этаже, а на первом, в бухгалтерии, трудился мой товарищ, замечательный поэт Борис Чичибабин. В перерыв мы встречались, читали друг другу последние стихи, обменивались впечатлениями не только о поэзии, но и о жизни, в которой тогда так мало было музыки, гармонии... Мы оба чувствовали: недостаёт чего-то. Главного. И мне, и ему.
В тот день перерыв кончился, Борис возвратился к дебету и кредиту, а я всё продолжал думать о душевном балансе, о равновесии, которого мне так не хватало. Я не спешил к пишущей машинке: газету потом доделаю. Вышел на улицу – и вдруг услышал необыкновенную музыку, которая лилась из репродуктора, прибитого к столбу. И голос! Точно с неба сошло всё это ко мне: ведь на земле такой музыки не бывает. В душе вспыхнуло: Бах! Наверное, Бах. Потом я узнал, что это была ария Петра «Сжалься» («Erbarme dich») из «Страстей по Матфею». Вернее - плач, плач раскаяния. Удивительно, но поет его альт, точно это голос не самого Петра, а рыдания его души.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
Можно распечатать картины (см.в папке «Картины») как фото (сейчас в салонах печатают с дискеты или диска) или найти их в книгах. Можно развесить их в комнате и ходить как на экскурсии.
Художник не просто так создаёт картину, он вкладывает в неё мысли. Вот некоторые из них.
1. Рафаэль "Сикстинская Мадонна"
На заднем фоне (на белом) можно увидеть лица людей. Это народ, за который Христос умер. Можно порассуждать о выражении матери и младенца.
2. Иванов "Явление Христа народу"
Здесь изображается текст, в котором Иоанн Креститель проповедует о Иисусе. И вот, наконец-то, он идёт, Иоанн указывает на него. Мессия, которого так ждали появился. Как же реагирует на него народ? Здесь собрались разные люди: бедные, учёные, фарисеи… Кому-то всё равно, кто-то продолжает болтать, кто-то смотрит с интересом. Христом пришёл к нам, в наше сердце, как реагируем мы?
3. Крамской "Христос в пустыне"
Можно прочитать отрывок, где сатана искушает Христа (Матфей 4).
4. Айвазовский "Хождение по воде" (Матф.14:22-33)
5. Леонардо да Винчи "Тайная Вечере"
При написании картины произошла интересная история. Леонардо долго искал модель, чтобы нарисовать Иисуса. Ему нужен был чистый человек. Он его нашёл и нарисовал. Позже через много лет он искал модель, чтобы нарисовать Иуду. Соответственно, нужен был человек преступник, гадкий. Он встретил такого, обрадовался, но какого было его удивление, что им оказался тот человек, с которого он рисовал Христа. Вот так человек может быстро скатиться из-за греха.
6. Рембрандт "Три креста"
На этой картине можно найти вдалеке фигуру человека. Рембрандт нарисовал себя на сцене распятия в знак того, что и он распял Христа своими грехами.
7. Рублёв «Троица»
Это нетрадиционная иконопись. В этой иконе заключено много мыслей. Т.к. изображать Бога нельзя (см.10 заповедей), то Рублёв рисует 3 ангелов, которые пришли к Аврааму. Быт.18 (Они и были Троицей – Богом-Отцом, Сыном и Святым Духом)
Попробуйте угадать, кто здесь Отец, кто Сын, а кто Святой Дух? На иконах других авторов, особенно до Рублёва это было довольно легко сделать. Там авторы очевидно показывали кто есть кто. Рублёв же этого не делает. Почему? Давайте попробуем разобраться кто здесь кто?
Бог-Отец. Как вы думаете, где Он? Мы можем догадаться по символам. Около Отца мы видим каменные палаты, дом (фигура слева). Как раз эти 3 ангела пришли к шатру. Скиния – как шатёр; место, где присутствовал Бог (в те времена люди не смогли бы понять большего, поэтому Бог им открывался понемногу). Сейчас Церковь. Но Бог не только в Церкви, Он везде. Бог больше открылся нам, потому что мы созрели для этого. Но нас ждёт «шатёр» на Небесах, где Господь будет совсем рядом. На иконе мы видим 2 окна. В иконописи 2 означает много, и мы можем вспомнить слова Иисуса: «В доме Отца Моего обителей много». У Господа достаточно места для нас, нам нужно лишь захотеть придти.
Бог-Сын. Как Вы думаете, где Он? Он в центре. Обычно на иконах Отец рисуется в центре. Но в данной иконе центральное место отводится Сыну. Отец как бы выводит Его вперёд и говорит: «Вы можете прийти ко Мне через Моего Сына» (Ин.14:6). За спиной у Христа – дерево. Оно тоже символично в Библии. Через дерево в мир вошёл грех (когда Ева попробовала плод с дерева добра и зла), но через дерево мир и спасся (деревянный крест).
Святой Дух. Он справа. За Его спиной – камень, гора. Когда-то на горе Синай были даны 10 заповедей, заключён завет с Богом. Бог в Ветхом Завете говорил с людьми на горах. Но сейчас мы можем поклоняться Богу не только на горе или в церкви, но всей жизнью, везде (Ин.4:21-23)
Мотив чаши. Сколько чаш вы видите на иконе? Их две. Одна из них стоит на столе. В ней – кровь Христа, которую Он пролил за нас. Другая чаша образована фигурами ангелов – и опять же в этой чаше оказывается Христос. Происходит Вечере. Но самое главное, что когда мы смотрим на эту икону мы оказываемся на этой Вечере (см.пустое пространство перед собой, как будто ты там сидишь и вечеряешь с ними). Откр.3:20: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною».